Смотрю на картину: — «Возвращение с войны» (1610-1611 годы) великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577-1640 годы), другое название картины: — «Марс, разоруженный Венерой»:
Титульные герои располагаются с правой стороны. Соблазнительная златовласая Рубенсовская Венера снимает шлем с головы мощного кудреглавого Марса, который ещё в кирасе и поножах. Вокруг них суетятся пятеро малышей, детей погодков, ангелочков с крылышками гусей за спинами, снимающих с отца поножи, красный плащ, пытающиеся приподнять отцовский щит. Хитрый Рубенс изображает крылышки так, что не поймёшь: — растут они на спинках младенцев, либо это просто гуси раскрывают свои крылья за их спинками?
Почему же герои смотрят друг на друга без улыбки, с грустью в глазах, направленных друг на друга?
Оглядываюсь вокруг. Большой оружейный двор, арсенал с мощными каменными стенами и сводами окружает место действия. На заднем плане кузница, где у пылающего горна трудятся кузнецы. На переднем плане доспехи и оружие Марса.
Оружие, кажется, к образу Марса никак не подходит. Рубенс изображает современное ему и XVII веку оружие. Три пушки внушительного калибра на передках, с окованными сталью колёсами, рисованы явно с натуры. У ног Марса лежит ружьё – аркебуза, рядом валяется пороховой рожок. Это выглядит явным диссонансом с луком и колчаном с пучком стрел, першем, висящими на стене рядом с конской сбруей; арбалетом, лежащим на пышных парадных доспехах Марса. Видно, что у Марса есть полевые доспехи из вороненой стали и парадные, отделанные золотом и серебром. Доспехи лежат кучей, вместе с большими походными котлами из меди и прочей кухонной утварью, так необходимой в далёком походе.
Кроме того, рядом валяется много кузнечного и металлорежущего инструмента: — щипцы, циркуль, струбцина, блок, коловороты, дрели. В этом есть какое-то несоответствие названию картины. Присматриваюсь пристальнее.
Медные котлы ещё не закопчены, они только-что вышли из под молота кузнеца. Пушки ещё не покрыты копотью и грязью, дульные срезы сверкают, шины колёс не изношены. Колчан ещё полон стрел. На доспехах ещё нет и следа сражений, ни единой царапины. Всё оружие и доспехи выглядят абсолютно новыми, и, по-видимому, таковыми и являются. В общем: — на картине нет и следа прошедшей войны! Да и сам властелин, возвращающийся с войны, конечно, не едет до дома в тяжёлых доспехах, а везёт их за собой в обозе, являясь своей любимой в пышной царской одежде.
А раз нет и следа отгремевшей войны, картина оборачивается к нам совсем другой стороной: — Марс только собирается на войну! Кузнецы только-только оканчивают изготовление оружия и доспехов, даже не успевая собрать свои инструменты. Они трудятся день и ночь, даже и сейчас. Когда властелин отправится на войну, кузнецы, немного передохнув, соберут свои инструменты.
Венера с детьми не разоблачает, а облачает Марса, примеряя на него новые полевые доспехи, ей самой хочется проконтролировать: — чем муж защищен во время гремящей битвы, среди ядер, пуль и стрел? «Милый, не забывай надевать шлем» — говорит она, сама водружая пышный тяжёлый шлем на голову Марса: — «ты нужен мне, нашим детям, и тому, кто скоро родится. Береги себя, любимый!». Прекрасные глаза Венеры смотрят с печалью, страстные глаза Марса также печальны, ни он, ни она не знают: — вернётся ли он с войны? Ведь Марс не бессмертный бог, каким его представляют, а простой земной человек, даже и царь своего царства.
Уже конюший ведёт белого коня, оседланного для Марса, уже ведут коней с упряжками для пушек и походной утвари, сегодня выступаем! А колокол, отлитый для встречи Марса с Победой, ещё не поднят на колокольню, и неизвестно: — по ком он будет звонить…
Но, не всё ещё сказано. Кто говорит, что Марс и пушки – явления несовместные? Артиллерия – бог войны, Арес (Марс) – бог войны, два эти понятия идут в сознании человечества рука об руку. И родиться Марс не может, пока пушки не заговорят на поле брани. Невозможна война без своего бога, как и без огнестрельного оружия. Стало быть, великий Рубенс безусловно прав в своей великой картине, да и живёт он всего на 2 века позже изображенных на полотне Марса и Венеры, так что ему виднее, чем нам.
Картина эта является ещё и прекрасной иллюстрацией к «Илиаде» великого поэта Гомера, к песне «Изготовление оружия», где мать Ахиллеса, богиня Фетида, просит и получает от бога кузнеца Гефеста доспехи и оружие для своего сына. И это точно вечно молодая богиня Фетида одевает доспехи, выкованные богом, на Ахиллеса, готового взять и разрушить Трою. И оружие у Ахиллеса точно такое же, ну, может быть, чуть-чуть примитивнее, чем на картине Рубенса, но пушки и аркебузы уже давно грохочут на поле боя Троянской Войны.
Аркадий Казанский