Человек и первая война

Сегодня нам представляют историю человечества, как череду беспрерывных войн, периоды мирного времени между которыми человечество употребляет для подготовки к следующей войне. Всё это объясняют агрессивной и воинственной природой человека. Доходит до того, что первым войнам приписывают чудовищную древность, аж до 10 000 лет, относя к этим событиям любые нахождения повреждённых скелетов и черепов человека. Но подобный взгляд на историю человечества не выдерживает критики.

Как определить, где оканчивается драка, грабёж, убийство и начинается собственно война?

По определению теоретика войны, прусского генерала Карла Филиппа Готтлиба фон Клаузевица (1780 – 1831 годы): — «Война есть продолжение политики другими средствами». Это определение, подчиняющее военную деятельность политике, актуально и на сей день, но не может объять необъятную природу войны, как таковой, тем более пояснить её внутреннюю структуру и дать определение необходимым и обязательным условиям её возникновения.

Необходимо различить два понятия о природе человека: — агрессивность и воинственность.

Первое понятие – агрессивность – врожденное спонтанное явление, присущее каждому живому организму, в том числе и человеческому индивиду, как конкурентное преимущество вида и каждой особи в борьбе за существование. Агрессивность в живой природе проявляется в первую очередь, как спонтанное сопротивление сокращению сферы существования вида, во вторую, как спонтанное стремление к расширению сферы существования вида и особи. Надо признать, что защитная реакция агрессивности превалирует над насильственной (в природе даже самые агрессивные хищники не убивают дичь без нужды, но всегда защищают своё потомство). Агрессивность группы индивидов в самых крайних формах может привести к стычкам, дракам, грабежам, убийствам некоторого количества индивидов, но не более. Агрессивность человека, либо группы людей уравновешивается агрессивностью окружающих людей, либо групп людей. Перерасти же в форму регулярных военных действий, агрессивность человека не может по ряду причин:

  • Спонтанность проявления агрессии, не имеющей постоянной составляющей, в силу особенностей устройства человеческой психики.
  • Наличие сопротивления агрессии, вызывающее страх получить ранение, увечье или смерть агрессора в результате агрессивного действия противника.
  • Сложность, а зачастую невозможность использования агрессивного индивида в войне по назначению, так как спонтанная агрессия такого индивида равно, как на противников, направляется и на соратников и на командиров. Приходится признать деструктивный характер высокой агрессивности человека на войне.

Второе понятие – воинственность – перманентное явление, присущее исключительно сообществу людей, не являющееся естественным врожденным свойством человека, но, безусловно, являющееся приобретенным свойством человеческого общества, воспитанным в среде человеческого опыта. В основу воинственности сообщества людей положена умеренная агрессивность человека, помноженная на такие конкурентные преимущества, как обучение, воспитание, мобилизация, организация и управление, командование, тактика, оперативное искусство, стратегия, политика, снабжение, вооружение, промышленность, оснащение, транспорт.

Разберём каждое из направлений формирования воинственности человеческого общества, с точки зрения его конкурентного преимущества, не претендуя на полноту охвата и описания.

Обучение – длительный процесс формирования определённых физических навыков у каждого участника военного формирования, таких, как умение держать строй и действовать совместно с другими воинами, умение владеть оружием, умение пользоваться средствами защиты, умение пользоваться местностью, умение маскироваться, умение строить оборонительные сооружения и т.п. Необученные приёмам и методам ведения боя, организации похода и стоянки бойцы являются лёгкой добычей противника и несут большие потери ещё в походе. По этой причине кадровая регулярная армия гораздо сильнее недавно отмобилизованной.

Воспитание – длительный процесс формирования определённых психологических качеств у каждого участника военного формирования, таких, как дисциплина, субординация, подчинение приказу, чувство воинского долга, стойкость в бою, защита командира и соратника и т.п. Такие качества, как стойкость в бою, отвага, противодействие панике, подчинение приказам командира, дисциплина, чувство локтя не являются врожденными качествами бойца, а достигаются долгой  и кропотливой работой его воспитания.

Мобилизация – процесс формирования войска из индивидов, способных к военной службе, путём призыва на добровольной основе, рекрутирования на принудительной основе, найма на основе вознаграждения и т.п. для дальнейшего обучения и воспитания. От способа её проведения сильно зависит боеспособность войска и возможность воспитания в нём воинственности. При прочих равных условиях, наемная мобилизация, наравне с добровольной, предпочтительнее принудительной.  Истоки этого лежат в природе самой войны, как способа грабежа и обогащения, с одной стороны, так и способа противодействия грабежу, с другой стороны.

Организация и управление – создание структуры и институтов войска для обеспечения управляемости в процессе мобилизации, обучения и воспитания в мирное время, во время похода и военных действий. Предусматривает назначение института командиров, разбиение войска на управляемые подразделения, подчиненные строгой иерархии и субординации. Войско, армия – это не толпа народа, а сложный общественный организм, каждая часть которого организуется и управляется для достижения определённых целей войны. Для целей управления создают и используют средства коммуникации и связи.

Командование – процесс управление войском в мирное и военное время, основанный на подчинении приказам командира. Цели и задачи войны не являются достоянием воинов, но всегда составляют военную тайну, полностью известную исключительно высшему командованию, назначаемому государственными политиками (в случае первых войн, высшее командование и государственные политики могут быть одними и теми же лицами, например царями, ведущими свои армии в бой). По иерархии, частные цели и задачи войны доводятся до командиров оперативных и тактических единиц войска в виде приказа, подлежащего беспрекословному исполнению.

Тактика – искусство ведения боя подразделением в существующих условиях.
       «Исход сражения в целом состоит из суммы результатов всех частных боев». К. Клаузевиц.

Оперативное искусство – искусство координации ведения боя тактическими подразделениями в составе крупной воинской единицы.
       «Крупные успехи ставят в свою зависимость более мелкие, и поэтому стратегические воздействия можно свести к определенным главным ударам». К. Клаузевиц.

Стратегия – искусство ведения войны в целом в составе всех воинских подразделений.
       «Лучшая стратегия состоит в том, чтобы всегда быть возможно более сильным; это значит прежде всего — быть вообще сильным, а затем — и на решающем пункте». К. Клаузевиц.

Политика – искусство взаимоотношений с противником в мирное и военное время, продолжением которой в известной степени является собственно война и мир.
       «Государственный деятель, который видит, что война неизбежна, и не может решиться нанести удар первым, виновен в преступлении против своей страны». К. Клаузевиц.

Снабжение – процесс обеспечения войска всем необходимым для жизнедеятельности воинов таким, как питание, обмундирование, средства гигиены, посуда и средства для приготовления пищи, палатки, шанцевый инструмент для рытья укрытий и окопов, топоры для заготовки дров, портняжный и парикмахерский инструмент и т.п. к снабжению относятся также фуражировка – процесс обеспечения кормами животных, используемых на войне и ремонтерство – процесс поддержания животных, используемых на войне, в боеспособном состоянии: — подковы, сбруя, упряжь, сёдла. Включает в себя также пополнение животными, взамен выбывших из строя.

Вооружение – процесс обеспечения воинов оружием, необходимым во время боевых действий, таким, как холодное оружие, огнестрельное оружие, оружие массового поражения и т.п. В современной армии это ещё и моторизованные средства ведения войны (танки и самоходные орудия, корабли и подводные лодки, истребители и бомбардировщики), а также ракетное оружие. Процесс развития вооружения движется от ручного холодного оружия контактного боя (мечи, копья) к которым следует отнести и метательное оружие (луки и стрелы, пращи) к применению огнестрельного оружия дистанционного боя (пушки, ружья, ракеты). Развитие вооружения направлено на минимизацию участия человека в процессе боя. Механизация, автоматизация и роботизация – совершенствование оружия, направленное на сокращение участия человека в непосредственных боевых действиях, вплоть до полного его исключения.

Промышленность – развитые производительные силы и складывающиеся производственные отношения, позволяющие производить в необходимом количестве вооружение, питание, обмундирование, оснащение, транспорт для войска.

Оснащение – процесс обеспечения воинского подразделения вспомогательными системами, необходимыми для жизнедеятельности человека в условиях оторванности от дома такие, как кухни и столовые, бани, прачечные и парикмахерские, палатки, шатры и временные сооружения для размещения войск и командных пунктов, медицинские пункты и госпитали и т.п.

Транспорт – обеспечение процесса перемещения воинских масс, вооружения и снабжения на большие расстояния. Различается сухопутный транспорт (конный и автомобильный), морской транспорт (гребные корабли и парусники, пароходы и т.п.), воздушный транспорт (самолёты и вертолёты).

Исходя из вышеизложенного, определю, какие из вышеперечисленных факторов в сумме переводят насильственные действия сообществ людей из простой драки в войну с выделением главного из них.

Безусловно, главным конкурентным преимуществом, переводящим насильственные действия людей из драки в войну, является состояние вооружения, как основной фактор, влияющий на психику воинов. Здесь можно выделить следующие этапы развития вооружения:

  • Возникновение холодного оружия;
  • Возникновение огнестрельного оружия;
  • Возникновение механизированного оружия;
  • Возникновение оружия большой дальности;
  • Возникновение оружия массового поражения;
  • Возникновение оружия, управляемого на большом расстоянии.

Не стану останавливаться на каждом из вышеперечисленных этапов, большинство из которых проходит во время жизни моего поколения, укажу лишь общую тенденцию: — развитие оружия идёт по пути максимального отдаления бойца от поля боя и непосредственного контакта с противником. И это не случайно. Контактное насилие, характерное для боя с применением исключительно холодного оружия, необходимость выполнения тяжелейшей работы по применению холодного оружия, крайне угнетающе действует на психику и физическое состояние бойца, ведь каждый человек инстинктивно стремится избежать насилия со стороны другого человека и вряд ли отважится выходить на единоборство с противником, вооруженным так же, как он. А если боец при этом на коне, то страх за потерю своего коня, стоящего больше чем он сам, пересиливает любую агрессию. Во весь рост встаёт задача: – избежать контактного боя, как последней меры в противостоянии, для чего необходимо дать бойцу оружие, эффективно действующее на большом расстоянии. Эта задача решается с изобретением пороха и огнестрельного оружия.

Мне могут возразить: — а как же луки и стрелы, копья, пращи, баллисты – разве это не оружие, действующее на расстоянии? Скажу просто: — для их применения также нужна большая мускульная сила и выполнение тяжелейшей работы, но эффект от применения такого оружия всё равно ничтожный. Дорогостоящие стрелы и копья улетают к противнику и достаются ему, как трофей, не причиняющий ему особого вреда, камни из пращей и баллист (если конечно баллисты существовали в принципе) летят недалеко и не отличаются ни меткостью, ни разрушительной силой. Кто хочет мне возразить – прошу прийти с подобным оружием и продемонстрировать его силу и эффективность не в потешных «реконструкциях битв» а в реальном бое. А я посмотрю, как после получасового размахивания мечом, либо копьём, либо выпуска 20 стрел из тугого лука, бойцы, обессилев, повалятся отдыхать и не смогут встать, пока их не покормят и они не восстановят свои силы, на что уйдёт не один день. Посмотрите просто, как теряют силы спортсмены после непродолжительных соревнований, как боксёра выносят с ринга после получасовой схватки, да и противник его совершенно лишается сил, на восстановление которых уходят месяцы.

Говорить о войне собственно и о началах воспитания воинственности сообществ людей имеет смысл только с момента появления на поле боя пороха и огнестрельного оружия. Понятно, что вооруженные пушками и ружьями бойцы, как новые боги, покоряют чужие территории и порабощают население, не встречая серьёзного сопротивления со стороны противника. Яркий пример из последних: — покорение Американского континента горсткой вооруженных людей Старого Света, вооруженных огнестрельным оружием, при отсутствии последнего у коренных его жителей.

То же изобретение огнестрельного оружия позволяет правителям стран сгонять своих и чужих рабов в целые армии, ведь только правители и их сатрапы вооружены огнестрельным оружием, держащим в страхе и покорности большие массы людей, предназначенных войне.

Применение огнестрельного оружия на поле боя и переводит, собственно, драку — битву в первую войну в истории человечества. Но это ещё не полноценная война, необходимо подключение и других конкурентных преимуществ, изложенных выше, усиливающих и воспитывающих воинственность бойцов и увеличивающих боеспособность войсковых подразделений и целых армий.

Вывод прост и понятен: — первый выстрел из огнестрельного оружия открывает эпоху войн, наблюдаемую нами. Это ещё не значит, что после этого все вооруженные столкновения, бои, битвы и стычки, грабительские набеги между людьми следует признать войнами по определению. В общем случае, войной можно признать вооруженное противостояние двух и более сторон, имеющих стратегические планы, реализуемые в данном военном противостоянии (войне).

Аркадий Казанский

 

spacer

Комментировать